Юрий Шатунов и Виктор Рябов. голоса из Оренбурга 80-х
Это совсем не сравнение. Скорее, грустное эссе. Попытка понять судьбу творческого наследия – ну вот что осталось? От исполнителя песен? Или мелодий? От поэта? Музыканта?
Я готовил материалы к 60-тилетию автора и исполнителя Виктора Рябова. Просматривал перепечатанные рукописи – и увидел строчки:
Кто был правый, разберут,
Бюст из бронзы отольют,
И на дом прилепят доску именную.
И любимый Оренбург
Кузнецовском назовут,
Или в Ласковмайск «переминуют».
Это было после 23-го июня, когда ушел Юрий Шатунов, которого подавляющее большинство знает, как исполнителя песни «Белые розы». «Ласковый май» крутится где-то близко. А вот автора знаменитого хита, Сергея Кузнецова («Кузнецовском назовут…), знает далеко не каждый. А ведь именно он заметил необычный тембр голоса Юры Шатунова, написал все будущие хиты и собрал вокруг Шатунова группу «Ласковый май». Т.е. был автором и первым продюсером ярчайшего явления в российской песенной культуре, культовой группы конца 80-х «Ласковый май». Сам Сергей Кузнецов рассказывал:
«18 февраля 1988 года взял готовую запись и отправился по киоскам. Везде отказывались, утверждали, что непрофессионально сделано. А мой знакомый Витек Бахтин на вокзале кассету взял. Мы с ним обмыли сделку коньяком, и он еще тридцатку мне дал – я на эти деньги купил китайские часы себе и Юрке. Через два месяца группу «Ласковый май» знала вся страна».
А в это же время Виктор Рябов пишет стихотворение о вожде нацизма, с жестким и пророческим финалом:
Что напишет летописец
Миллионам в оправдание?
Он – любитель-живописец
И убийца по призванию.
Стойка – первая арена.
Шут-бродяга из Бранау
Мюнхенского пива пену
Превращал в людскую лаву.
Пламя свастик на нарядах,
Дым кострищ седой и едкий.
Низко кланяйтесь, магнаты,
«Хайль», - кричите «шансоньетки»!….
Мир почти парализован.
Мир подвержен истерии.
Люди – мыши, люди – совы.
Безнадежные
больные.
17.01.1988 г.
Автор будущего хулиганского хита «Шала-лу-ла», который пели Григорий Лепс, Евгений Кемеровский, Александр Поручик – да кто только его не пел по московским тусовкам! –- зачем-то пишет о демоне, погубившем десятки миллионов людей.
«Ласковый май» на взлете, он безудержно размножается – одновременно по стране ездят несколько групп-клонов. Подростки бьются в истерике на концертах Шатунова (или всевдо-Щатунова – кому как повезет), пишут письма, пишут сотни стихов. Материал оказался ультра-востребованным.
Виктор Рябов только движется к своим лучшим песням – «Вьюга», «Медный крест», «Потускнели дома», «Васильковая страна». Хотя кто-то назовёт лучшими другие - «Московское утро», «Казанский вокзал», «Другое небо» или «Девочка-грусть». Некоторые очень хочется назвать хитами – но их никто не знает, какие уж там хиты!
Сказать, что Виктора не ценили – полная неправда. Люди вкладывали в него деньги, время, душу. Их много. Не называю фамилий – это всё-таки эссе, а не биография. Но внимание было. Усилия были. Последний - Ваш покорный слуга.
И вроде-бы получалось! Мы записались в студии, где писались Григорий Лепс и Сергей Трофимов. Тиражировали три альбома в студии «Альфа-рекордс». В сентябре 2008-го Виктор должен был выступать в «солянке» с Александром Маршалом и Гариком Сукачёвым в подмосковном Красногорске. Но! 15 июля Виктор умирает в оренбургской больнице. Внезапно. В ясном уме и твердой памяти.
Впрочем, в его стихах и судьбе часто присутствуют и мистические, и религиозные мотивы. Вот как он сам рассказывает о появлении альбома «Казанский вокзал».
" Когда в 1993-м я поехал в Москву, писать альбом «Казанский вокзал», денег у меня было на билет и два раза поесть. Начал я обзванивать друзей-знакомых. Так получилось, у одного одно, у другого другое. Достаю последний «вариант» - салфетку из ресторана, на которой когда-то парень из Москвы написал мне свой телефон. Звали его Саша Яркин или Ярцев. Я пел в ресторане в Оренбурге песню «Вьюга», ко мне подошел человек, весь в слезах, говорит, Витек, посиди со мной. Я был с ним знаком пятнадцать минут, и вот он, такой крупный русский человек, и по лицу видно, что очень добрый, добряк, говорит: «Вот тебе мой телефон. будешь в Москве, звони». Это последний человек в моём «списке», малоизвестный, но я звоню, деваться-то некуда. Вот опять «перст Божий». Казалось, совсем некуда идти. И я звоню по этому телефону с салфетки, и там слышу радостный голос: «Витек, ты где! Я прямо сейчас подъеду!» Мы у метро встречаемся, едем к нему домой, и он меня, совершенно незнакомого человека, ведёт домой, кормит ужином и говорит: «Ты знаешь, Витек, мне нужно уехать, но ты здесь живи, сколько тебе нужно», оставляет мне ключи от трехкомнатной квартиры. «Ты, говорит, хозяйничай, я через неделю приеду.» Я ему говорю: «Саш, ты же меня совсем не знаешь, ты что делаешь?», а он мне отвечает: «Витек, человек, написавший «Вьюгу», ничего плохого сделать не может». Так вот, пока я их с женой провожал, мы были то на кухне, то в спальне . в зал я не заходил. И вот они уехали, я захожу в зал, а там большая, в красивом окладе, икона Казанской Божьей Матери. Я открываю дверь, и на меня смотрит не просто печатная икона, а икона старая, старого письма. Божьей Матери. Казанская. И записал я альбом «Казанский вокзал», который разлетелся по всей России".
Разлетелся-то разлетелся, но в итоге затерялся в бурном водовороте 90-х. Виктор с друзьями работал в студии, появлялись интересные альбомы, но, по разным причинам, работа получалась в стол. И опять – в стол-то в стол, но песни-то классные! Стихи настоящие! Целый мир – мир Виктора Рябова. Пока – мир в себе. Очень хочется вывести его на свет Божий.
Музыканты из Оренбурга. Виктор ушел в 44, Юрий в 48. Ударные шлягеры Юрия, и неизвестные широкой публике песни Виктора. Наверное, была какая-то капелька обиды\непонимания – как из средних стихов рождается взрывная слава?
Жаль, не слышал этот Май
Паганини Николай -
Он с тоски бы пропил скрипку Страдивари.
Куплеты совсем не злые и не завистливые – просто констатация факта, что это не его. Он другой. Успешный или нет. Иногда мне кажется, что Виктор Рябов программировал своё одиночество – и из этого одиночества произрастал глубокий лиризм его поэзии.
«Я был совсем один на этом белом свете,
И не было в душе ни горестей, ни бед.
Я просто жил, как плыл
на сказочном корвете
в оранжевый рассвет…»
Юру Шатунова можно услышать «из каждого утюга» - медицинский факт. Почти все песни, клипы, фильмы и интервью Виктора Рябова можно послушать и посмотреть на сайте vicryabov.ru – и скачать, если что понравится, конечно. Какова судьба творчества? Мир переменчив. Мир стремительно переменчив. Наверное, всё – песок. И тем не менее остается надежда:
«Упали краски в рыхлый снег,
И звуки вмёрзли в клавиши.
Вновь растворились в белизне
Роддом, вокзал и кладбище.
И лишь растут из пустоты
Без роду и без племени
Над белой церковью кресты,
Как маяки во времени.»
От Витиных поклонников и друзей
У Виктора Рябова есть чутье на поэтическое слово, на детали, которые самые обычные вещи превращают в поэзию. "Да как я мог, как я забыл, Что мать, молясь тайком за сына, Ждала и все стирала пыль С моих неношеных ботинок". Да, эти «неношеные ботинки» дорогОго стоят. Попробуй написать, к примеру, «с моих изношенных ботинок». И сразу все изменится. Ведь новые ботинки мать купила в отсутствие сына, надеясь на его скорое возвращение. Потому и купила, что верила и ждала. Может быть, и знала в душе, что бесполезно, а все равно купила. Стирала с них пыль и ждала. И не дождалась… Признак настоящей поэзии заключается в том, чтобы не бить образами как прожектором по глазам, а давать вдохнуть их, как воздух с озоном. И озона должно быть совсем немного.
Анатолий Тепляшин
Поэт, член СП России
Возил его по Украине. Чтобы получить гастрольный тур, по настоянию управления культуры, нужно было отработать благотворительный концерт. Виктор выбрал выступление на зоне для осуждённых. Приехали в зону, он начал петь и вдруг заглючила аппаратура, что-то начало пищать и Виктор махнул рукой, отложил гитару и песню просто дочитал стихами. ... Когда он закончил , все жулики аплодировали стоя!!!
Андрей Мамонов
Концертный директор Виктора в 1989г..
Виктор для меня - длинная история. Заочный оренбургский политех, маленький бар на Туркестанской, рябом с кассами Аэрофлота. Мы чудили от души - уже к новогодним праздникам бабушка "выслала" меня в Новотроицк к родителям - "чтоб не пропал". Мы очень дружили. Но жизнь развела на 20 лет. В 1998-м я обнаружил Витю в том же Фабричном переулке. Он спал под какой-то шинелью. Я приехал на чёрном джипе с "макаровым" под мышкой - и глаза были "на мокром месте" - полчаса назад я услышал "Медный крест". Витя открыл глаза и сказал:"О, Юрок. Деньги есть?" И всё как будто вернулось - портвейн, стихи и песни. Но нельзя дважды войти в одну реку. Я уже понимал, что мой друг - сильный поэт и просто разрывающих грудь исполнитель. Но, повторюсь, это длинная история... Очень надеюсь успеть её написать.
Юрий Кожемякин
журналист, предприниматель