Единственное имеющееся у меня на данный момент интервью. Записано на диктофон у Виктора дома, что называется, "на коленке". Только разговорились, мне нужно было куда-то уезжать. Но я рад, что сохранилось хоть это. Не стал "зашлифовывать" текст, чтобы сохранилась Витина интонация.

- Виктор, сейчас ты должен рассказать о том, как ты пишешь свои песни, с чего всё началось.
- Очень мало живой музыки. Ты понимаешь в чем дело . всё, что мы слышим на радиостанциях . это всё запевки, это всё, что по большей части с доигрышем каких-то живых моментиков: там гитарочку проиграли, скрипочку. А эта сделана полностью живая, и атмосфера восприятия иная совершенно. Вот человек уже. Мы знаем, что это такое. А вот посторонний человек . он даже от музыки далек, но ему это легко слушать.
Вот записанное . это будет уже такое, понимаешь, тяжеляк. А вот сыгранное . живыми струнами, оно совсем по-другому воспринимается.. Планирую на будущее больше вот так вот записывать, потому, что мне просто самому интересно так.
- Ну, всё равно, наверное, смесью идет, потому, что в чистую очень тяжело чего-то добиться, ведь не достаточно много живых инструментов. Но вообще это здорово, в чистую, представляешь? Но вообще это в какой-то мере ответственность. Ты должен точно сыграть. Тут сразу ответственность возрастает, ты должен сам каждую ноту тянуть.
- Я вот показывал, говорят, здорово сделано, мы можем её просто свести. Как это будет звучать? Здорово, но здесь очень много чистить надо, подгонять.
- Дня них сразу работа возрастает. Электронное всё сразу чистенькое. Ровненькое, подрезанное. 
- Но здесь сразу  и музыка начинается, понимаешь?
-  Да, конечно.
- Потому, что Шевчук, например, пацан-то не глупый. Вот фанера . это явный. Не то, что обман, но это неуважение к слушателю. К человеку, который пришел на концерт. Фанера - это отношение к людям, которые слушают это. Певец выходит совсем за другим на сцену - душу раздать.
- Вот мне кажется, что фанера больше для дискотек. Вот если ты делаешь дискотечный концерт, где все танцуют, пляшут.
- Обрати внимание, как современные ди-джеи . они уже играют треки. Они и поют сами . кто играет, кто поет. То есть, у него несколько заготовок также лежат . то есть диски особые записанные. Всё. Там, барабаны пошло, это убавил, это прибавил, и пошел процесс . творчество началось. Душа-то . она к творчеству тянется. То есть дискотека превращается в как-бы творческое начало. А вот если он просто нажал на кнопку - это уже не канает. Нужна именно энергетика человеческого сердца. Почему сейчас есть раскрученные ди-джеи . они энергетически способны донести это людям.
- Вот всё-таки у меня есть к тебе вопрос . когда я нашел тебя в девяносто восьмом году . мы тогда долго не виделись достаточно, и у меня был первый вопрос . почему это не знают? Почему так получилось: столько лет, у тебя столько сделано, огромное количество материалов . фильмы, клипы, шесть-восемь концертов . и тем не менее, материал кому не приносишь. Не показываешь . говорят это классно, это достойно, и тем не менее как-то не получается раскрутка.
- Это дело времени. Вот как художник, кисть в руке. Он опережает время. То есть не он опережает время, а вдохновение дает ему больше, чем нужно на данный момент, а на будущее, когда этот материал понадобится, будет востребован.  Я вот вижу, как это происходит. Песня, записанная десять лет назад, только сейчас становится актуальной, их начинают понимать. Время другое. И лирические песни, их просто не слышали за свистом пуль и взрывами петард. Тогда были ни к чему эти песни, там нужно было другое. Сейчас же время поменялось, и эти песни стали становиться востребованными.
Поскольку их наработано много, а выставлены только сейчас. И, к тому же, ещё хочу добавить. Не человек делает хит, не человек делает популярную песню. Это делает народ, как и творит народ. То есть вам говорят - вот сейчас мы в Москве вам хит сделаем. А они не сделают хит! Хит сделает народ, который его услышит, а человек, он всего лишь человек, не более того. А вообще, творческий путь, это промысел Божий, здесь есть и утешение, здесь есть и какие-то размышления.
- Интересно, что в девяностых годах тоже было модно и рассуждать, но все это была какая-то показуха. То есть, к этому тянулись, а сейчас, в эти вот годы, они теряются.
- Конечно, потому что мы, как бы, не потеряли народ, он отошел, но не по своей воле. Его просто, понимаешь, отвели. Вот за отход от веры, от Бога большая кара предназначена. Всё равно человек вернется, так как больше здесь возвращаться некуда. И вот именно в период девяностых, вот эта стрельба, очень много выкошено было . наркота, всё что угодно. Это перелом. Это поиски, скорее поиски, мы тогда ещё не вернулись, да и сейчас ещё не вернулись, нам ещё возвращаться и возвращаться, потому, что как-бы грех-то тяжелый. Всё проститься, сказано же об этом, но не хула на Духа Святого. Вот это была хула на Духа. 
- Ну да, что уж там  говорить. У меня вопрос: когда первый ²Казанский вокзал появился, да и последующие . когда у тебя появлялись новые альбомы, всегда находились люди, которым это нравилось . они помогали, так, насколько я помню, это происходило?  И с ²Казанским вокзалом также. Или это ²Медный Крест был. Помнишь, кто-то всё с тобой записывал?
- Все альбомы имеют перед собой, когда он ещё в замысле. А вот когда это начинает претворяться в жизнь, откуда-то находятся люди, откуда-то находятся возможности.
-  Вот про ²Казанский вокзал⌡ коротко расскажи.
- Это первый большой, объемный, форматный альбом. До этого у нас было по-разному. Он в девяносто четвертом вышел, вы ездили в Москву и записали несколько песен. Под заголовком ТопХит. Там всего тридцать две минуты кажется. Песни, они начинают сами, как птицы на кормушку, слетаться. Я не знаю, чего там не хватает, но всё должно быть гармонично, выстраивается линия альбома. Смысловая связь песен переходит из одной в другую. Альбом это не просто список песен. Они как-бы отражают в себе одно целое.
- Да, это видно, например в альбоме «Казанский вокзал» описывается переходное время, в «Медном кресте» о каких-то проблемах.  «Огни на воде» - там лирика.
- С некоторых пор. Ну как,, человек живет, знания какие-то приобретает. Например есть наука о числе . четные-нечетные . даже когда я не знал эти вещи, нечетные . они все какие-то светлые песни, четные . они более темные.  Например двойка - земная, тройка - небесная.
- Расскажи про музыкантов, с которыми ты работал.
- Это ребята, которые со мной практически с детства. Дима Смирнов . это мой друг детства. С первого класса, как мы сели  за одну парту, так по жизни и идем вместе.
Мы вместе дошли до десятого класса, вместе поступили в институт а потом наши дороги немного разошлись. Он альпинист, у него свои интересы, но потом, когда у меня уже было что-то наработано, появились песни, которые можно было записывать, а Дима закончил институт и занимался звукорежиссурой в ДК ²Газовик. У нас в ²Газовике был ансамбль, там Игорь Инютин, наш оренбургский  и Кобзон, и Магомаев. Сейчас вообще модно живое Ретро. Потом, Володя Меховов. Прежде Володи я был знаком с его братом . Мишей.  Миша как-то сказал: ²У меня есть брат, он играет джаз и познакомил как-то меня с Володей.  И вот мы познакомились с Володей, прямо в первый день я к нему пришел, мы взяли 2 банки пива трехлитровых. У него дома пианино, я пришел с гитарой. И вот, часов пять мгновенно пролетели, как-будто бы вибрации какие-то сошлись. Было просто какое-то ощущение счастья.  Было ощущение, что этот человек . часть меня, а я - часть него. Вот так совпало. Наша первая встреча ознаменовалась тем, что вечером, когда я пошел от него домой, меня измутузили, как тузика . сломали ногу, поломали ребра, разбили башку, и я оказался в больнице с гипсом. Но не убили! А значит, мне быть, песням звучать. Здесь явно, начинаешь понимать с годами, ведет пьянство.  Этот перст не карает, этот перст спасает всё время. А я, по глупости своей, азарту, страстям, кидаюсь во все стороны . хочешь . иди, как говориться . я получаю, плачу, Но я же выбираю, право выбора у меня нельзя отобрать. Или Бенька, вообще-то он из Бузулука. Играл в свое время в ресторане, а у нас здесь, как раз, в Оренбурге, Леонид Иванович Гордеев  нашелся, студию построил. А Серега Зайцев . клавишник, он в цирке работал, он Беньку и предложил. А Бенька тогда директор-админестратор ²цирка лилипутов, у него 5 или 6 лилипутов было, и он возил их по всей необъятной родине. Но вот Серега Зайцев и предложил - есть человек, который на гитаре работает хорошо. Звоним ему . этот звонок для него оказался спасительным. Он к тому времени уже жил в гараже, в Бузулуке, и вот, приехал в Оренбург, здесь студия, ответственность перед человеком, который нас всех заставил отказаться от своих вредных привычек. Задорнов смеется, говорит: «Рок против наркотиков, это тоже самое, что Карлсон против варенья». И вот с тех пор лет уже семь все гитарные партии . это его. Сведение . Димы Смирнова. Аранжировки . Володи Мехового. Сами идеи аранжировок. Жизнь-то . она непредсказуемая. Вот, недавно, встретил Васю Иванова . он пишет уже интересные, современные песни . там видно это. Есть такая передача . ²Пятый угол⌡ называется. Так вот, она названа по песне Васи Иванова «Пятый угол». Вообще мы никогда не ставили цели переел людьми . давайте сейчас сделаем, продадим, зарабоатаем. Всё, что делалось . практически делалось случайно. Находился человек, которому это всё было интересно, вовсе не богатый. Вот, например . Малюгин Витек, у него бабка лежит парализованная, единственная занычка . кубышка какая-то, несколько золотых сережек, колечек, коронки, ну вот золото на  самый черный день. Вот он всё это взял, продал, и мы на это записали «Казанский  вокзал». При наличие парализованной бабки и отсутствие работы Виктор Малюгин, сейчас он генеральный директор фирмы «Свет», у него всё нормально. Каждый находит всё, что ищет. В то время, когда было необходимо записать песню, он каким-то людям эту кубышку отдал, получил деньги, на эти деньги мы в Москве записали альбом  «Казанский вокзал». Кстати, потом ему удалось эту кубышку вернуть. Когда я поехал в Москву,  денег у меня было на билет и два раза поесть. Олег мне сказал . ты езжай, а как с деньгами решится, я подтянусь. Так что ехал я практически в пустоту. Но какое-то время до этого мне повстречался парень, звали его Саша Яркин или Ярцев, и вот когда я приехал в Москву, у меня в блокноте было записано много телефонов знакомых. Начал я обзванивать друзей-знакомых. Так получилось . у одного одно, у другого другое. В общем, остановиться было никакой возможности. И тут я достаю последнюю салфетку из ресторана, на которой когда-то Саша Ярцев написал мне свой телефон. Тогда я пел в каком-то оренбургском ресторане, он услышал песню «Вьюга» и сказал мне: «Витек, вот тебе мой телефон . будешь в Москве, обязательно позвони». Это последний человек малоизвестного телефона . и я звоню. (Как-то я пел в ресторане песню ²Вьюга⌡ , ко мне подошел человек . весь в слезах, говорит ²Витек, посиди со мной⌡. Я был с ним знаком пятнадцать минут, и вот он, такой крупный русский человек, и по лицу видно, что очень добрый, добряк, говорит ²Вот тебе мой телефон . будешь в Москве, звони.⌡) Вот опять перс Божий. Казалось, совсем некуда идти. И я звоню по этому телефону с салфетки, и там слышу радостный голос: ²Витек, ты где! Я прямо сейчас подъеду!⌡ Мы у метро встречаемся, едим к нему домой, и он меня, совершенно незнакомого человека, ведёт домой, кормит ужином и говорит ²Ты знаешь, Витек, мне завтра нужно уехать, но ты здесь живи, сколько тебе нужно⌡, оставляет мне ключи от трехкомнатной квартиры: ²Ты⌡, говорит, ²Хозяйничай, я через неделю приеду.⌡ Я ему говорю: ²Саш, ты же меня совсем не знаешь, ты что делаешь?⌡, а он мне отвечает: ²Витек, человек, написавший ²Вьюгу⌡, ничего плохого сделать не может⌡. Так вот, пока я их провожал, мы были то на кухне, то в спальне . в зал я не заходил. И вот он уехал, я захожу в зал, а там большая, в красивом окладе, икона Казанской Божьей Матери. Я открываю дверь, и на меня смотрит не просто печатная икона, а старая, старого письма, икона. Я тогда вроде-бы был человек верующий, но на самом деле безбожником, хамом, скотом и вот тем, кем только можно назвать человека, который ищет в жизни только самоудоволетворения и кайфа. Вот из чего вырастали все песни. Но, поскольку я искал этого, я постоянно падал, бился, страдал, потом плакал, и появлялись какие-то стихи, песни. Всё красивое выходит только через страдания, иначе глянцевая красота получается, нет красоты внутренней.
- Когда мы записывали ²Казанский вокзал⌡, вот если бы меня спросили ²Зачем?⌡ я бы сказал ²Не знаю.⌡, и это было бы совешенно искренне. Мы не ставили себе цель заработать денег, просто очень хотелось записать. Таккое ощущение, как будто бы эти альбомы были вне времени, просто писались, чтобы быть. Но вот записав этот Казанский вокзал, без коммерческой цели, когда уже писали последние три песни, а записывали его в студии ²Блэк Бёд⌡, была такая студия в Сокольниках,  Женя Дрозд писал, московский режиссер. А к нему друг какой-то приходил. Вот он раз приходит, второй и как-то говорит: ²А спой Вьюгу ещё раз!⌡ .  И вот мы сели втроем, взяли по рюмочке. Писали мы с одиннадцати часов вечера . в конце дня и голос лучше, и студия дешевле. И вот мы сели, они налили по рюмочке, я спел ²Вьюгу⌡, а этот мужик и говорит: ²Ещё раз спой!⌡. Раз спел, второй спел.И вот к утру, уже когда собрались расходиться, этот человек подходит ко мне и говорит ²Я вот собираюсь уезжать зарубеж, доробатываю здесь в Москве, и попробую тебе помочь.⌡ А был он не то заместитель зама, студии  ²Союз⌡,  тогда, похоже, единственной в России, которая тиражировала кассеты по всей стране. Вот такое вот попадание, как пальцем в небо . а  попробуй-ка ткнуть пальцем в небо и попасть.Вот он у меня и спрашивает: ²Вы что хотите с этим альбомом сделать?⌡. ²Да так, просто пишем.⌡ - ответил я. Он и говорит: ²Заработать вы ничего не заработаете, но я могу взять ваш альбом на тираж, и он по крайней мере в 14 городов России разлетится.⌡
И вот он нам просто так 200 долларов дал, говорит: ²Буханете, посидите⌡ и забрал готовый альбом. На следующий день мы поехали на студию ²Союз⌡, меня сфотографировали там, на чемодане я сидел, и он довольно быстро появился на прилавках. Это был 1994 год. Кассетами торговали, наверное, Года полтора.
Сама песня «Казанский вокзал» это фотография, слепок времени, это время, где нет конкретного направления, где нет ориентира  Кто-то уехал, кто-то приехал, кто-то опоздал.
Это время, где ни откуда не светит, просто по времени этот альбом как-то совпал с тем, что творилось к стране.
- Так и сейчас. Вот «Васильковая страна» пишется именно в это время, кажется, что это подъем, но возможно, это ложное время.
- Подходит время, появляется песня, несущая основной смысл. Вот так появилась песня «Васильковая страна», и постепенно начала обрастать новыми песнями и стихами. И вот песни альбома «Васильковая страна» это песни о пути, который прошла наша многострадальная Россия. И вот Серафим Саровский когда-то написал:  «Россия придет к великой славе Божьей через великие испытания», так вот мы являемся свидетелями этих испытаний. Уже начинает брезжить рассвет, уже мы не во тьме, люди в храмы пошли. Может быть, они и не до конца верующие, но по крайней мере они почувствовали эту потребность верить…

© 2019 Виктор Рябов. 1962-2008г

Официальный представитель

Юрий Кожемякин

т.+7-916-16-555-16

эл.адрес kojemiak16@gmail.com

  • Иконка Twitter с прозрачным фоном
  • Иконка Facebook с прозрачным фоном
  • Иконка SoundСloud с прозрачным фоном